Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи
79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя:
- использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий
В соответствии с данной
статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной
категории обучающихся, включая создание специальных условий в
общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные
программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в
отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания
образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в
соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии".
Зачисление в образовательную
организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение
пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от
02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя
(законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК
В рекомендациях ПМПК
должна быть определена:
- образовательная
программа (основная образовательная программа начального, или основного, или
среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной
программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст.
79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа
или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая
особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст.
2 ФЗ № 273);
- форма получения
образования;
- необходимость периода
динамического наблюдения;
- направления работы
специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный
психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения
государственной итоговой аттестации и др
Заключение ПМПК ребенка с
ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для
родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют
право не представлять эти документы в образовательные и иные организации).
Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или
ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере
образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление
в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и
организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и
воспитания детей
В соответствии с частью
11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и
осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к
организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным
общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том
числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья:
- по основным
общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности -
приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий
особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил
некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В
частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по
рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий
лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ
№ 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и
в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что
адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом
государственной аккредитации.
В соответствии со статьей
16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в
том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных
образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки
РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ Зубковская ООШ №
20 специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для
организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда»,
официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Школа имеет необходимый
набор помещений для изучения всех учебных дисциплин. Учащиеся 1-4 классов
обучаются в учебных помещениях, закрепленных за каждым классом, 5-9 классов –
по классно-кабинетной системе. Все помещения школы имеют естественное
освещение, искусственное освещение, во всех учебных кабинетах установлены софиты над досками. Всего в школе 7
учебных кабинетов, 1 учебная мастерская (столярная), 1 кабинет
информатики, актовый зал, библиотека, школьная столовая, спортзал. Кабинеты
оснащены компьютерным интерактивным оборудованием, учебно-наглядными и
мультимедийными пособиями. Доступ в учебные кабинеты для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья –
не ограничен.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Всем категориям читателей библиотеки МБОУ зубковская ООШ №2 предоставляется доступ ко всему многообразию источников информации библиотечного фонда.
При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, а также содействие в учебно-воспитательном процессе. Библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровьяhttps://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации не образовательного характера.
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обучающиеся имеют неограниченный доступ:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный центр электронных образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсамhttp://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://school-collection.edu.ru/
Медиатека образовательных ресурсовhttp://store.temocenter.ru/
Федеральный портал «Российское образование»http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный порталhttp://www.school.edu.ru/
Портал информационной поддержки Единого государственного экзаменаhttp://www.ege.edu.ru/
Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru/
Российский портал открытого образованияhttp://www.openet.edu.ru/
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»http://www.neo.edu.ru/wps/portal/